тренинги
коучинг
ассессмент
консультирование
Клубная работа




заявка на тренинг
связаться с координатором
 
Подписка на новости
E-mail адрес:
Интернет-магазин "У Кроля"
Rambler's Top100 Rambler's Top100
TopList


 

Статья опубликована
в журнале "Ваш Досуг"
№ 41-42 за 2000 г.


Галина Поддо

Как справиться с "проблемным" ребенком?

Публикации

Азартный метроном. Феноменология поведения Анатолия Чубайса.

"Богатые тоже плачут"…или Проблемы бизнес-леди.

Все было бы хорошо, если бы не мешал клиент

"Где у него кнопка?" или аспекты стимулирования персонала.

Герои вчерашних дней.

Епиходов Приморья.

"Женский проект" или Психодрама и Синий платочек

Зачем кричать на подчиненных?

Играем в прием на работу.

Имидж по телефону.

Искусство увольнять.

Как бороться со стрессом?

Как бороться с хорошим настроением?

Как давать задание так, чтобы оно не было выполнено?

Как дерзить начальнику?

Как оценить кандидата?

Как посмотреть?

Как постоянно говорить "нет"?

Как приобрести репутацию трудного человека?

Как проводить бессмысленные совещания?

Как сделать клиента счастливым?

Как сделать команду командой?

Как справиться с "проблемным" ребенком?

Как эффективно провести собеседование?

Карьера, карьера, карьера...

Контроллинг – условие эффективного управления

Кто такой эффективный продавец?

Модные слова "имидж" и "корпоративная культура".

На нервной почве.

Нарисуйте мне фирму.

"Наши мертвые не покинут нас в беде": психодраматическая работа с семейной историей

Не говорит, а спрашивает.

"Не хочу учиться!"

Но одиночество прекрасней?

О, мои предки. Интервью.

От эпоса к клипу.

Персонал в организации: прием и увольнение

Путин в миражах.

"Распутин-light".

Роль тренера в организации.

Самое лучшее или свое?

Секреты секретарского дела.

Секреты телефонного общения с возможным работодателем.

Скажи "нет" по-научному.

Сложная задача – обучение сотрудников.

Страна плохого настроения. Интервью.

Танец жизни. VIP-тренинг и коучинг.

Театр одного продавца.

Тренер как профессионал.

Умейте управлять конфликтами.

Фокусник информации.

Чему и зачем учат на бизнес-тренингах?

"Что же все-таки первично?" или Мотивация versus стимулирование.

Что такое эффективное совещание?

Юрий Лужков. От Пана до Колобка.

Я у себя одна. Интервью.

Жаловаться на непонимание детей, на их неблагодарность, на их проблемы в нашей культуре стало нормой. Только начните разговор о детях, и вам каждая третья мать расскажет, какие невозможные проблемы существуют у ее детей или же – у нее с детьми. И проблемы эти могут быть как чуть-чуть преувеличенными (двойки в школе, замкнутость ребенка), так и вполне реальными, становящимися трагедией и болью (наркотики, уходы из дома). Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций ребенку – до ремня, ужесточения режима и даже до полного равнодушия.

Ни тот, ни другой, ни третий способ не являются способами решения проблемы.

Почему у родителей возникают проблемы с детьми?

Мы все живем во времена перемен, и эти перемены усложняют нашу жизнь, отражаясь на всем – даже на семье. Раньше все было понятно: в семье был патриархальный, авторитарный стиль отношений. Сейчас – возникают противоречия: старшие считают, что нужно жить так, как привыкли они, а реальная жизнь показывает, что это невозможно. Вы сами видите, как стремительно меняются нормы житья, в том числе – семейные нормы. Еще 15 лет назад мать-одиночка была исключительным явлением, а газеты пестрели статьями про то, что ребенок, выросший в такой семье, неполноценен. Сейчас же, когда выросло уже множество таких будто бы неполноценных детей, обнаружилось, что проблема была не в "одиночестве" матери, а только в отношении общества к этому вопросу. И кроме того – сейчас ситуация, когда женщина воспитывает ребенка одна, стала нормой и никого не удивляет. Та же метаморфоза за последние десятилетия произошла, скажем, с гражданскими браками. Никто уже не осуждает и не смотрит косо на фактических супругов, которые не стали оформлять свои отношения. И дети из таких семей не только не испытывают каких-то неудобств при общении с "законными" сверстниками, но часто даже и не задаются вопросом, расписаны ли их родители. Еще один вопрос, отношение к которому резко переменилось: ранние половые связи. Как бы ни хотелось родителям остановить процесс физического взросления детей, к их родительскому великому сожалению единственное, что они могут сделать – научить детей пользоваться презервативами.

Постепенно даже самым закостенелым родителям становится понятно, что руководить детьми, давая им собственный эталон жизни, нельзя – дети оказываются глухи, у них уже другая жизнь и другие ценности. В результате у родителей нарушается ощущение взаимопонимания с детьми и появляются страхи – за семью, за ребенка, за себя. А уже из этой вечной проблемы "отцов и детей" вырастают многие другие: одиночество стариков, изломанные семейные жизни детей, суициды, наркомания. Между родителями и детьми как бы выстраивается барьер. Они не способны не то что глубинно понять друг друга, подставить друг другу плечо – они чужие люди, они даже говорят на разных языках!

Для того, чтобы решить глобальную проблему непонимания и множество других, менее крупных, но от этого не более простых, проблем, необходимо разобраться во многом. Например, что происходит с изменением поколенческих языков – и каким образом они меняются? Как люди из разных семей, поженившись, образуют семейное целое? Какие напряжения в семье влияют на ребенка? Как влияет на отсутствие семейной гармонии отец, который работает и все время находится далеко? Хорошо ли быть "идеальной матерью" – и какие могут быть проблемы у ее детей? Каковы отношения детей с родителями, которые много работают? Как быть с ребенком, который целый день играет в компьютер, заменяя этим реальное общение? И, наконец, как сделать семью – семьей, как сделать, чтобы детям с родителями и родителям с детьми было комфортно, тепло и интересно?

Чтобы ответить на возникающие вопросы, каждому родителю необходимо для начала вспомнить те кризисы, которые были в его семье, в его детстве. Они не могли не повлиять на него. Но они также не могли не повлиять и на его отношения с супругом, на его способы воспитания детей. Нужно вспомнить все, чтобы адекватно оценивать свою сегодняшнюю жизнь, а что-то и исправить. Ведь часто так бывает, что человек, которого унижали или били родители в детстве, пройдя через это и начав свою семейную жизнь, сам унижает и бьет своих детей, забыв о прошлом опыте. Вспомнив и оценив себя, можно многое исправить.

Кроме этого, для того, чтобы обрести понимание с детьми, каждой семье хорошо было бы восстановить целостность семейных корней: без восстановления ощущения рода в прошлом, без установления понимания со своими родителями, бабушками и дедушками, будет трудно рассчитывать на понимание в общении со следующим поколением.

Есть еще один аспект, о котором родители никогда не задумываются, а чаще даже и не знают. Когда родители жалуются на ребенка, у которого проблемы в школе, или же ребенка, страдающего ночными кошмарами, – они уверены, что человек, которому они жалуются, например, психолог, назовет причину проблемы, что-то посоветует с ребенком сделать, может, даже даст лекарства – и все исправится.

И эти родители бывают очень удивлены, когда выясняется, что "вина" или проблема ребенка на самом деле, как в зеркале, отражает проблемы родителей. Да, это так! Чаще всего ночные страхи детей, заикание, рассеянность на уроках, неуспеваемость или конфликтность – это всего лишь их, пусть и неосознанная, попытка помочь родителям! Дети вынуждены "вызывать огонь себя" – и тем самым отвлекать родителей от их собственных проблем. Сосредоточив все свое внимание на появившихся в поведении ребенка нарушениях, родители:

  • узнают, кто виноват во всех проблемах в семье, и радуются, что это – не они!
  • получают возможность меньше думать о собственных трудностях – есть проблема важнее!
  • объединяются в борьбе с этими трудностями, а чаще всего именно этого объединения родителей ребенок и добивается!

В результате таких детских неосознанных манипуляций мать начинает уделять время своему "проблемному" ребенку, вместо того, чтобы, например, делать карьеру, а отцу возникшие у ребенка труд-ности дают возможность по-чувствовать себя нужным, что особенно важно, если в семье поселились холодность и отчужденность между супругами – родителями. Таким обра-зом, проблемы в поведении, делая ребенка якобы беспомощным, помогают ему защитить своих родителей и помочь им в налаживании семейных отношений.

Итак, проблема наших детей – мы, родители!

Признавать это неприятно, но – придется!

Могут ли сами родители справиться с этой проблемой? Мало кто может сам себе, честно и откровенно, поставить "диагноз". Но профессиональный психолог – поможет.

Как же научиться общаться с этими такими непростыми чадами? У профессионала есть множество способов. Один из них, например, заключается в том, что ребенку поручается взять на себя заботу о какой-либо стороне жизни своих родителей, например, об их счастье или, скажем, детям поручается заботиться друг о друге, то есть выполнять функции родителей. Таким подходом пользуются, когда родители, жалуясь на детей, сами являются людьми беспомощными, слабовольными: когда детям поручается "присматривать" за родителями, тронутые заботой родители сами становятся внимательнее к детям.

Для того, чтобы справиться вместе со своей, как вы теперь понимаете, общей проблемой – надо сначала установить, в чем эта проблема скрывается на самом деле. Ну, а потом – нужно захотеть ее исправить. Главное – пробудить в себе и в окружающих вас близких людях желание посмотреть на эту проблему шире, честно ее увидеть и всем вместе за нее взяться. А поможет в этом естественное чувство любви между родителями и детьми, которое всегда есть, как бы глубоко оно ни было спрятано.